Предусилитель-корректор RIAA "Гусь-Хрустальный".
|
|
"…Лучшие
в мире усилители-корректоры делают в Одессе на Большой Арнаутской..." |
Мне
сделали ненавязчивое предложение. "…Значица так, есть предложение
…… А если ты не согласишься, мы тебя зарэжэм". Ну, как тут было отказаться.
Да плюс еще соображения плана: ура! меня возьмут в нештатные сотрудники
легендарной Подпольной Лаболатории; ура! я нес "ТО САМОЕ БРЕВНО" на
субботнике вместе с дедушкой Лениным…
Итак,
о чем это я? Ах да, "Гусь-Хрустальный"! (См. "Усилители RIAA-коррекции
на вакуумных триодах для "скоростных" (электродинамических) звукоснимателей",
стр. 45).
Отклонения
от схемы, представленной в указанной выше работе, согласованные с
авторами И. Гапоновым и Е. Бабиченко:
- лампы 6Н9С;
- резисторы анодные ПТМН-1 - 91 кОм;
- "электролиты" в анодах К50-27 - 100 мкФ Х 450В;
- "пленка" в анодах К78-2 0,1 мкФ Х 1000В;
- разделительная ёмкость выходного каскада ССГ 0,2 мкФ Х 350В;
- выходной добавочный резистор ВС - 100 кОм.
Анодный
и накальный трансформаторы раздельные. Анодный выпрямитель кенотронный.
При
незаземленных через искусственную среднюю точку накалах - фон нетерпимый.
При заземленных накалах через два резистора по 100 Ом, составляющих
искусственную среднюю точку, выпрямление накала не влияет на уровень
фона.
Весьма
большая трудность - подбор точных величин сопротивлений и емкостей
элементов для рассчитанных цепей коррекции. Конденсаторы и резисторы
корректирующих цепей были выбраны следующими:
1) для
варианта с "традиционной" коррекцией:
Расчетное
значение
|
Тип
|
Измеренная
величина емкости
|
Отклонение
|
1n4
|
СГМ
|
1n392
|
-0,57%
|
1n4
|
СГМ
|
1n384
|
-1,14%
|
10n0
|
КСО
|
9n964
|
-0,36%
|
10n0
|
КСО
|
10n14
|
+1,4%
|
Расчетное
значение, кОм
|
Реализация
|
Измеренная
величина сопротивления, кОм
|
Отклонение
|
29,7
|
14,78+14,61
|
29,39
|
-1,05%
|
29,7
|
14,79+14,69
|
29,48
|
-0,75%
|
970
|
984
|
984
|
+1,42%
|
970
|
964
|
964
|
-0,62%
|
31,5
|
15,51+15,72
|
31,23
|
-0,86%
|
31,5
|
14,96+16,24
|
31,2
|
-0,96%
|
302
|
152,3+150,3
|
302,6
|
+0,20%
|
302
|
271+33,1
|
304,1
|
+0,69%
|
2) для
варианта с коррекцией "тау-1 на входе":
Расчетное
значение
|
Тип
|
Измеренная
величина емкости
|
Отклонение
|
11n5
|
КСО
|
6n758+4n749=11n507
|
+0,06%
|
11n5
|
КСО
|
6n734+4n750=11n484
|
-0,139%
|
Расчетное
значение, кОм
|
Реализация
|
Измеренная
величина сопротивления, кОм
|
Отклонение
|
970,0
|
966
|
966
|
-0,41%
|
970,0
|
962
|
962
|
-0,83%
|
27,4
|
12,12+15,00
|
27,12
|
-1,03%
|
27,4
|
12,11+15,07
|
27,18
|
-0,81%
|
297,0
|
297
|
297
|
0,00%
|
297,0
|
262+34,2
|
296,2
|
-0,27%
|
(В таблицах
"расчетное значение" взято из схемы на стр. 45, см. "Усилители RIAA-коррекции
на вакуумных триодах для "скоростных" (электродинамических) звукоснимателей").
Резисторы
цепей коррекции "безродные": и ВС и С2-**. Некоторые величины сопротивлений
для практической реализации пришлось составить из двух резисторов.
Величины элементов цепей коррекции мной не выбирались и не рассчитывались.
По собственной инициативе я принял на веру данные, приведенные в указанной
выше работе. За одним исключением. По причине применения иного усилительного
элемента в каскаде внутреннее сопротивление каскада на 6Н9С уменьшилось
на 3 кОм. Поэтому величины резисторов, указанные на схеме "Гуся-Хрустального"
как 294 и 299 кОм, были приняты соответственно 297 и 302 кОм. Резисторы
для реализации коррекции на "природной индуктивности звукоснимателя"
ГЗМ155-II я подбирал по "одесской методике".
Режимы
ламп всех каскадов одинаковые: Uа=220 В, Iа=2 мА, Uсм=-1,6 В.
Прослушивали
на ламповом усилителе мощности под названием "БАБА КЛАВА".
И что дальше?
Сравнивались
три варианта:
1. "Традиционная цепь" коррекции.
2. Коррекция с "тау1 на входе".
3. Корректор УКУ Одиссей-021 (схема приведена ниже).
В ходе
сравнения вариантов 1 и 2 при переключении в режим 2 расширяется стереобаза.
Хотя, причем тут "база"? Звук разворачивается в ширину, глубину и,
что интересно, даже в высоту. Расположение источников звука определяется
четче и без напряжения. На записях с хором голоса не сливаются, а
звучат отдельно, другими словами - нет каши. И что еще заметили, в
варианте 1 звучит "бум", а в варианте 2 это - барабан. Может "это"
и есть "легкое демпфирование"?
Что
особо поразило: на записи мужика с трубой (Эдди Келверта с компанией)
звук трубы ну, просто в натуре, в бесконечность уходит, по-другому
не могу сказать.
В варианте
3 - всё, как и в случае 1, но звук зажатый, можно сказать: компрессор
поработал. На корректоре с лампочками звучание легкое и динамичное.
На
полупроводниковом корректоре хуже разделение голосов в хоре, голос
солиста без нюансов, неровностей, шершавостей. Такое ощущение, что
давятся подробности, передаваемые компонентами сигнала с низким уровнем,
и остается только основной тон, голос, инструмент. Я бы сказал, что
рояль на каменном корректоре звучит, как бестелесный инструмент, а
с "Гусем" у рояля появляется корпус.
Оценивали
уровень шумов корректирующих усилителей.
При переключении в положение "тау-1 на входе" появляется высокочастотный
шум. Уровень его такой, что слышно, только засунув не голову, а ухо
в колонку. Сравнить по уровню не могу точно, я не вольтметр, ну, скажем,
изменяется в два-три раза. Но и шум, и фон со штатного места слушателя
незаметны.
Каменный корректор тоже шумит. Его уровень шума больше, чем у "Гуся"
в положении "тау-1 на входе". Уверенно больше. При этом есть фон,
который заметен со штатного места слушателя. Но! У каменного корректора
больше коэффициент усиления. Уровень сигнала у "Гуся" по моему мнению
раза в два меньше.
При
переключении типа коррекции слышен щелчок, но это не гром и молнии,
как при протекании некоего переходного процесса, а, скорее, механическая
вибрации от переключателя, передающаяся по металлическому шасси входным
лампам. Других недостатков у "Гуся" пока не замечено.
Состав
аппаратуры при испытании "Гуся-Хрустального" был следующим:
- проигрыватель "Электроника-ЭП-017";
- головка звукоснимателя ГЗМ-155-II;
- АС - закрытый ящик объемом около 45 литров с одной широкополосной
головкой 4ГД-35, 4 Ом, 92 Дб/Вт;
- самодельный усилитель "Баба Клава", двухкаскадный однотактный, на
выходе 6П14П в триодном включении.
- кабель от проигрывателя к корректору - штатный "Электроники-ЭП-017",
от корректора к усилителю мощности - от видеоплеера "Тошиба" ( :-),
японцы влезли), от усилителя мощности к колонкам - сетевой, в белой
ПХВ изоляции;
- комната прослушивания 3,1 м Х 5,1 м; из мебели - диван, два кресла,
телевизор, стенка у короткой стены, палас по всему полу; АС располагались
на расстоянии 2,5 - 3 м вдоль длинной стены.
Музыкальный
материал использован следующий.
1. Краснознаменный, им. А В. Александрова, ансамбль песни и пляски
СА. Русские народные песни. 33С-04649(50).
2. Тюльпаны из Амстердама, Эдди Кэлверт, труба.По лицензии CNR, Нидерланды,
С60-14897(98).

Рис
1. Схема RIAA-корректора УКУ Одиссей-021.

Рис.2.
Моя реализация корректора по типу "Гусь-Хрустальный".
Владимир
Сёмин
2004г.
|