На главную страницу
Rambler's Top100
Книги, статьи ... Выставки, тесты, шоу... Конференция, ее архивы, участники, большой путь... Вопросы и ответы, справочники ... Ссылки, команда сайта ...

Электронное
периодическое издание

      Самодельные конструкции, схемы ...    

 

Предусилитель-корректор RIAA "Гусь-Хрустальный".

    "…Лучшие в мире усилители-корректоры делают в Одессе на Большой Арнаутской..."

Мне сделали ненавязчивое предложение. "…Значица так, есть предложение …… А если ты не согласишься, мы тебя зарэжэм". Ну, как тут было отказаться. Да плюс еще соображения плана: ура! меня возьмут в нештатные сотрудники легендарной Подпольной Лаболатории; ура! я нес "ТО САМОЕ БРЕВНО" на субботнике вместе с дедушкой Лениным…

Итак, о чем это я? Ах да, "Гусь-Хрустальный"! (См. "Усилители RIAA-коррекции на вакуумных триодах для "скоростных" (электродинамических) звукоснимателей", стр. 45).

Отклонения от схемы, представленной в указанной выше работе, согласованные с авторами И. Гапоновым и Е. Бабиченко:
- лампы 6Н9С;
- резисторы анодные ПТМН-1 - 91 кОм;
- "электролиты" в анодах К50-27 - 100 мкФ Х 450В;
- "пленка" в анодах К78-2 0,1 мкФ Х 1000В;
- разделительная ёмкость выходного каскада ССГ 0,2 мкФ Х 350В;
- выходной добавочный резистор ВС - 100 кОм.

Анодный и накальный трансформаторы раздельные. Анодный выпрямитель кенотронный.

При незаземленных через искусственную среднюю точку накалах - фон нетерпимый. При заземленных накалах через два резистора по 100 Ом, составляющих искусственную среднюю точку, выпрямление накала не влияет на уровень фона.

Весьма большая трудность - подбор точных величин сопротивлений и емкостей элементов для рассчитанных цепей коррекции. Конденсаторы и резисторы корректирующих цепей были выбраны следующими:

1) для варианта с "традиционной" коррекцией:

Расчетное значение
Тип
Измеренная величина емкости
Отклонение
1n4
СГМ
1n392
-0,57%
1n4
СГМ
1n384
-1,14%
10n0
КСО
9n964
-0,36%
10n0
КСО
10n14
+1,4%

Расчетное значение, кОм
Реализация
Измеренная величина сопротивления, кОм
Отклонение
29,7
14,78+14,61
29,39
-1,05%
29,7
14,79+14,69
29,48
-0,75%
970
984
984
+1,42%
970
964
964
-0,62%
31,5
15,51+15,72
31,23
-0,86%
31,5
14,96+16,24
31,2
-0,96%
302
152,3+150,3
302,6
+0,20%
302
271+33,1
304,1
+0,69%

2) для варианта с коррекцией "тау-1 на входе":

Расчетное значение
Тип
Измеренная величина емкости
Отклонение
11n5
КСО
6n758+4n749=11n507
+0,06%
11n5
КСО
6n734+4n750=11n484
-0,139%

Расчетное значение, кОм
Реализация
Измеренная величина сопротивления, кОм
Отклонение
970,0
966
966
-0,41%
970,0
962
962
-0,83%
27,4
12,12+15,00
27,12
-1,03%
27,4
12,11+15,07
27,18
-0,81%
297,0
297
297
0,00%
297,0
262+34,2
296,2
-0,27%

(В таблицах "расчетное значение" взято из схемы на стр. 45, см. "Усилители RIAA-коррекции на вакуумных триодах для "скоростных" (электродинамических) звукоснимателей").

Резисторы цепей коррекции "безродные": и ВС и С2-**. Некоторые величины сопротивлений для практической реализации пришлось составить из двух резисторов. Величины элементов цепей коррекции мной не выбирались и не рассчитывались. По собственной инициативе я принял на веру данные, приведенные в указанной выше работе. За одним исключением. По причине применения иного усилительного элемента в каскаде внутреннее сопротивление каскада на 6Н9С уменьшилось на 3 кОм. Поэтому величины резисторов, указанные на схеме "Гуся-Хрустального" как 294 и 299 кОм, были приняты соответственно 297 и 302 кОм. Резисторы для реализации коррекции на "природной индуктивности звукоснимателя" ГЗМ155-II я подбирал по "одесской методике".

Режимы ламп всех каскадов одинаковые: Uа=220 В, Iа=2 мА, Uсм=-1,6 В.

Прослушивали на ламповом усилителе мощности под названием "БАБА КЛАВА". И что дальше?

Сравнивались три варианта:
1. "Традиционная цепь" коррекции.
2. Коррекция с "тау1 на входе".
3. Корректор УКУ Одиссей-021 (схема приведена ниже).

В ходе сравнения вариантов 1 и 2 при переключении в режим 2 расширяется стереобаза. Хотя, причем тут "база"? Звук разворачивается в ширину, глубину и, что интересно, даже в высоту. Расположение источников звука определяется четче и без напряжения. На записях с хором голоса не сливаются, а звучат отдельно, другими словами - нет каши. И что еще заметили, в варианте 1 звучит "бум", а в варианте 2 это - барабан. Может "это" и есть "легкое демпфирование"?

Что особо поразило: на записи мужика с трубой (Эдди Келверта с компанией) звук трубы ну, просто в натуре, в бесконечность уходит, по-другому не могу сказать.

В варианте 3 - всё, как и в случае 1, но звук зажатый, можно сказать: компрессор поработал. На корректоре с лампочками звучание легкое и динамичное.

На полупроводниковом корректоре хуже разделение голосов в хоре, голос солиста без нюансов, неровностей, шершавостей. Такое ощущение, что давятся подробности, передаваемые компонентами сигнала с низким уровнем, и остается только основной тон, голос, инструмент. Я бы сказал, что рояль на каменном корректоре звучит, как бестелесный инструмент, а с "Гусем" у рояля появляется корпус.

Оценивали уровень шумов корректирующих усилителей.
При переключении в положение "тау-1 на входе" появляется высокочастотный шум. Уровень его такой, что слышно, только засунув не голову, а ухо в колонку. Сравнить по уровню не могу точно, я не вольтметр, ну, скажем, изменяется в два-три раза. Но и шум, и фон со штатного места слушателя незаметны.
Каменный корректор тоже шумит. Его уровень шума больше, чем у "Гуся" в положении "тау-1 на входе". Уверенно больше. При этом есть фон, который заметен со штатного места слушателя. Но! У каменного корректора больше коэффициент усиления. Уровень сигнала у "Гуся" по моему мнению раза в два меньше.

При переключении типа коррекции слышен щелчок, но это не гром и молнии, как при протекании некоего переходного процесса, а, скорее, механическая вибрации от переключателя, передающаяся по металлическому шасси входным лампам. Других недостатков у "Гуся" пока не замечено.

Состав аппаратуры при испытании "Гуся-Хрустального" был следующим:
- проигрыватель "Электроника-ЭП-017";
- головка звукоснимателя ГЗМ-155-II;
- АС - закрытый ящик объемом около 45 литров с одной широкополосной головкой 4ГД-35, 4 Ом, 92 Дб/Вт;
- самодельный усилитель "Баба Клава", двухкаскадный однотактный, на выходе 6П14П в триодном включении.
- кабель от проигрывателя к корректору - штатный "Электроники-ЭП-017", от корректора к усилителю мощности - от видеоплеера "Тошиба" ( :-), японцы влезли), от усилителя мощности к колонкам - сетевой, в белой ПХВ изоляции;
- комната прослушивания 3,1 м Х 5,1 м; из мебели - диван, два кресла, телевизор, стенка у короткой стены, палас по всему полу; АС располагались на расстоянии 2,5 - 3 м вдоль длинной стены.

Музыкальный материал использован следующий.
1. Краснознаменный, им. А В. Александрова, ансамбль песни и пляски СА. Русские народные песни. 33С-04649(50).
2. Тюльпаны из Амстердама, Эдди Кэлверт, труба.По лицензии CNR, Нидерланды, С60-14897(98).

Рис 1. Схема RIAA-корректора УКУ Одиссей-021.

Рис.2. Моя реализация корректора по типу "Гусь-Хрустальный".

Владимир Сёмин
2004г.

Rambler's Top100
TopList
Мир DVD
© "Мир Audio", 2004г. Все материалы являются собственностью редакции. Перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения редакции.